Спецодежда Спецобувь СИЗ
Прием заказов
с 9:00 до 21:00

Списание спецодежды

Во многих производственных организациях работнику при трудоустройстве выдается спецодежда и обувь, которая должна защищать его от воздействия негативных факторов в процессе трудовой деятельности. В обязательном порядке выполняется списание спецодежды и выдача сотруднику нового комплекта униформы.

Почему спецодежда подлежит списанию

Все выданные работнику средства индивидуальной защиты и рабочая одежда являются собственностью организации. Поэтому необходимо следить за сохранностью и состоянием экипировки. У каждого вида спецодежды есть определенный срок, по истечении которого она должна быть списана.

Основания для списания спецодежды:

  • Принятый на предприятии порядок списания специальных предметов. Законодательно этот момент не регулируется, его определяют непосредственно в организации и вносится в Положение об учетной политике (п.107 Инструкции по бухучету запасов №133).
  • Износ одежды, ее утеря, порча, хищение и т.д. Сотрудник, виновный в этом, должен возместить стоимость одежды.
  • Инвентаризация. В ходе ее проведения может быть обнаружено, что определенные учитываемые объекты должны быть утилизированы.

Причина списания обязательно должна быть указана в соответствующем оформляемом документе.

Как определить степень износа спецодежды

Процент износа, при котором униформа подлежит списанию как пришедшая в негодность, определяет комиссия по охране труда. Как правило, СИЗ списывают при износе больше 60%. Комиссия принимает решение о возможности последующего использования одежды на основании определенных данных:

  • характеристики материала изготовления;
  • сохранение защитных свойств;
  • срок эксплуатации и оценка условий труда.

Если на экипировке нет серьезных повреждений, то процент износа рассчитывается на основе фактического периода носки, принимая за 100% срок, указанный производителем. При износе выше 60% выполняется списание спецодежды, пришедшей в негодность.

Оформление акта осмотра спецодежды

На любом предприятии сотрудники должны быть обеспечены качественными СИЗ. Чтобы провести контроль качества одежды, правильно организовать ее хранение и уход, требуется создание комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты (п.28 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты №209).

В функции комиссии входит:

В процессе эксплуатации спецодежды списывать СИЗ с не истекшим сроком использования, но непригодную для дальнейшей носки (п.50 Инструкции №209).

После окончания срока эксплуатации вести контроль за состоянием одежды с целью установить степень ее износа (пп.28, 52 Инструкции №209).

Комиссия проводит осмотр спецодежды, выявляя ее соответствие требованиям к защитным характеристикам, гигиеническим свойствам и т.д. После осмотра составляется акт, в результативной части которого отражается одно из следующих решений:

  • продление срока использования (п.33 Инструкции №209);
  • утверждение нового срока эксплуатации (п. 52 Инструкции №209);
  • списание и утилизация (ч.2 п.50 Инструкции №209).

Так как законодательно форма акта не установлена, предприятие принимает ее самостоятельно.

Как оформить акт списания СИЗ

Если спецодежда не прошла соответствие установленным нормам и требованиям, то ее списывают и сдают на переработку в качестве вторсырья или направляют на производственные нужды (ремонт используемых СИЗ). В тех случаях, когда одежду нельзя переработать на вторсырье, ее утилизируют (п.50 Инструкции №209).

Форму акта на списание разрабатывает организация. В нем обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • имена и должности членов комиссии, их подписи после осмотра спецодежды и вынесения решения;
  • суть вынесенного решения;
  • список осматриваемых СИЗ и их стоимость;
  • дата проведения осмотра;
  • дата передачи в эксплуатацию и срок применения;
  • причины, по которым одежда была признана негодной к дальнейшему использованию;
  • общая сумма СИЗ, представленных к списанию.

Если списание выполняется после проведения инвентаризации, то в акте требуется указать причину, к примеру, «утеряны, что подтверждено результатом выполненной инвентаризации).

Методы утилизации законодательно не установлены, поэтому она проводится по усмотрению руководителя предприятия.

При получении ветоши в результате списания одежды необходимо принять ее к учету и указать в акте ее стоимость и количество. Стоимость определяется с учетом дальнейшего применения ветоши – цена возможного использования или цена возможной реализации за вычетом расходом (ч.2 п.20, п. 42 Инструкции №133).

Списание спецодежды в налоговом учете

При проведении списания СИЗ можно учесть их стоимость в налоговом учете, при этом организация может относиться как к ОСН, так и к УСН. При этом требуется соблюдать два условия:

  • оценка производства и аттестация работников, чтобы подтвердить необходимость применения спецодежды;
  • подтверждение того, что униформа выдается персоналу с соблюдением норм и установленных компанией условий.

Нормы списания одежды должны быть отражены в документации предприятия, что поможет избежать возможных споров и недопонимания с контролирующими органами.